Прощеное воскресенье - последний день перед Великим постом

Прощеное воскресенье - последний день перед Великим постом

Прощеное воскресенье - последний день перед Великим постом

В этот день все православные просят друг у друга прощения - чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни с чистым сердцем встретить Пасху - день Воскресения Христова. Церковь призывает просить прощения не формально, а искренне, с любовью, в первую очередь у обижающих нас и тех, кого мы обидели. Именно у тех, перед кем мы виноваты, просить прощения тяжелее всего.

В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения. Настоятель храма говорит слова наставления и испрашивает прощения у духовенства и народа со словами: «Благословите, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика (все, чем) согрешил в сей день делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы". После этого он кланяется до земли. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: "Бог да простит тя и помилует, отче святый. Прости и помолися и о нас, грешных". Священник произносит "Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас".

Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства, а затем прихожане, подходят к настоятелю, целуют Крест, просят прощения. Затем принято кланяться друг другу, просить прощения и в знак прощения отвечать: "Бог простит", прощая человека не формально, на словах, а искренне, от всего сердца. В конце службы во многих храмах поются песнопения Пасхи («Воскресения день», оканчивающееся словами «простим вся воскресением»), напоминая о том, что пост - это путь к Пасхе, которая уже близко.

Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения - чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и - благодаря этому - с Самим Богом.

С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.

В начале 17-го века о чине прощения француз Маржерет пишет: "На Масленице россияне посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили один другого словом или делом, встречаясь даже на улице, - хотя бы никогда прежде не виделись, - целуются, приговаривая: "прости меня, пожалуйста", другой отвечает: "Бог тебя простит, и ты меня прости".

При дворе московских государей обряд "прощения" развился в сложную и торжественную церемонию. С середины Масленой недели царь объезжал московские монастыри, "прощаясь с братией, а иногда ездил и в Троице-Сергиеву Лавру. Затем прощался со своими домочадцами и приближенными двора. В само воскресенье, после обедни, патриарх посещал государя, и во дворце совершался обряд "прощения со всеми дворовыми чинами. А вечером в Прощенное воскресенье этот чин прощения совершался в Успенском соборе. Здесь пели прощальные песнопения и произносилась глубоко-покаянная проповедь патриархом. Затем государь шествовал в Чудов и Воскресенский монастыри, а также в Архангельский и Благовещенский соборы, где просил прощения у гробов своих родителей. В этот день русские цари отпускали на свободу многих заключенных.

В канун Великого Поста Святейший Патриарх Алексий II совершает вечерню с чином прощения, призывает "неформально примириться с теми, кого мы обидели, огорчили, не разделили его скорби, печали, болезни", просит прощения у духовенства и всех собравшихся: "Простите меня, если кого огорчил, обидел, не выслушал, не помог в трудную минуту".

«В Евангельском чтении за Божественной литургией сегодня говорилось: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6. 14). Сегодня нам не надо уходить в пустыню. Наш постный подвиг - воздержание не только в пище, но и в словах, делах, мыслях. Пост также время особого проявления христианской любви, время дел милосердия. И если мы воплотим в нашей жизни все эти благие начинания, то пост будет для нас действительно спасительным, обновляющим, приуготовляющим нас к достойной встрече Пасхи Христовой», - напоминает Патриарх.

«Нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели, - напоминал в проповеди архимандрит Иоанн (Крестьянкин) - Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним.

Многие из нас из собственного жизненного опыта хорошо знают, что простить гораздо легче, чем самому испросить прощение у того, кого чем-либо обидел. Тут гордость наша мешает нам признать себя виновным».

Начинается Великий пост...


Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Прощеное воскресенье - последний день перед Великим постом" в других словарях:

  • Прощеное воскресенье — – последний день перед Великим постом. В этот день все православные просят друг у друга прощения чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни с чистым сердцем встретить Пасху день Воскресения Христова. В храмах …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Прощеное воскресенье — Прощёное воскресенье Адам и Ева. Э.Делакруа. 2 я треть XIX в. Библиотека дворца Бурбонов Тип православный христианский Официально …   Википедия

  • Прощёное воскресенье — Прощёное воскресенье …   Википедия

  • МАСЛЕНИЦА — Сырная неделя, зимний народный праздник, предшествующий Великому посту. Самая ранняя Масленица приходится на конец января начало февраля (по ст. ст.), а самая поздняя на конец февраля начало марта. Название «Масленица» возникло потому, что на… …   Русская история

  • Праздники и посты —         Всего главных христианских праздников в году насчитывается двенадцать, по церковнославянски – двунадесять или дванадесять. Отсюда каждый из них назывался ДВУНАДЕСЯТЫМ (дванадесятым).         К двунадесятым праздникам относятся: Вход… …   Энциклопедия русского быта XIX века

  • АФОН — [Св. Гора; греч. ̀ρδβλθυοτεΑθως, ̀λδβλθυοτεΑγιον ̀ρδβλθυοτεΟρος], крупнейшее в мире средоточие правосл. монашества, расположенное в Греции на п ове Айон Орос (Св. Гора, Афонский п ов). Находится под церковной юрисдикцией К польского Патриархата.… …   Православная энциклопедия

  • Посты в православии — Посты или ограничения в повседневном пищевом рационе, частичное или полное голодание в определенное время года, сопровождающиеся духовно нравственными задачами, были издавна характерны для христианской церкви. Практика соблюдения постов уходит в… …   Энциклопедия «Народы и религии мира»

  • Масленая неделя — Масленица Блинный вторник/Масленица. Кустодиев Б.М.. 1916 г. Тип православный христианский, ранее языческий Официально Сырная седмица (по церковному уста …   Википедия

  • Масленичная неделя — Масленица Блинный вторник/Масленица. Кустодиев Б.М.. 1916 г. Тип православный христианский, ранее языческий Официально Сырная седмица (по церковному уста …   Википедия

  • Масленная неделя — Масленица Блинный вторник/Масленица. Кустодиев Б.М.. 1916 г. Тип православный христианский, ранее языческий Официально Сырная седмица (по церковному уста …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»